Банкир.ру,
23 ноября 2011 г.
Через пять лет страховщики повернутся лицом к клиенту
1045 просмотров
Кто виноват в том, что страховая отрасль не занимает в России такие же значимые позиции, как в других странах, – государство, жадные посредники или нерасторопные страховщики? В каком направлении нужно развиваться отрасли – выстраивать отношения с агентами или налаживать прямые продажи? На эти вопросы попытались ответить участники ежегодного форума топ-менеджеров «Будущее страхового рынка», организованного «Эксперт РА».
Павел Самиев, заместитель генерального директора «Эксперт РА», рассказал о результатах очередного исследования рынка. С одной стороны, в 2010 году страховщики получили шанс через введение обязательных видов страхования создать основу для развития добровольных видов страхования. С другой стороны, выросли и угрозы – нестабильность на финансовых рынках, банкротства компаний из топ-40, резкие высказывания о недобросовестности страховщиков со стороны президента. Вокруг страхования создался негативный фон, из-за которого отрасль может растратить потенциал развития, полученный в 2010 году. По мнению Самиева, страховщикам нужно менять модели бизнеса. Все страховщики должны переориентировать свой бизнес на клиентов, найти способ ограничить комиссии посредникам, поддерживать свою репутацию. А надзорным органам необходимо модернизировать регулирование отрасли, ввести МСФО, актуарный аудит, проверять качество активов в неотчетные даты и обновить систему нормативов. Кроме того, требуется создавать систему контроля над страховыми посредниками.
В 2011 году начался рост инвестиционной привлекательности российского страхового рынка. Но пока потенциальные покупатели еще недооценивают стоимость страховых компаний. По оптимистичному прогнозу «Эксперт РА», объем страховых взносов в 2012 году вырастет на 15–20%, по пессимистическому – на 2–6%.
Руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Дмитрий Панкин назвал одной из основных проблем качество капитала страховых компаний. Уставный капитал не отражает реальность, и компании с капиталом в несколько миллиардов рублей не могут удовлетворить требования на несколько десятков миллионов рублей. Часто страховщик берет на себя слишком большие по объемам риски. ФСФР не нравится ситуация с отчетностью на отчетные даты – она «рисуется». Поэтому будут введены более жесткие требования к качеству активов и к отчетности.
Большая проблема рынка – размер комиссий. При комиссии в 40–50% это уже не страхование, а другой вид бизнеса, не имеющий ничего общего со страхованием, считает Дмитрий Панкин. Размер комиссии нужно будет каким-то образом отрегулировать. ФСФР также беспокоит непрозрачность страховых компаний. У многих из них даже нет сайта. Между тем, страховщики должны раскрывать определенный объем информации о себе и об условиях предоставляемых услуг.
Далее развернулась дискуссия о будущем страхового рынка. Генеральный директор компании «Ингосстрах» Александр Григорьев назвал главной проблемой отсутствие стратегии развития страхового рынка в России. Какую роль государство (правительство, аппарат президента, Госдума) отводит страховщикам? Непонятно, что произойдет после вступления в ВТБ – государство хочет видеть российский или иностранный капитал в страховой отрасли? Нужно ставить более прозрачные цели, в том числе в части конкретных изменений регулирования, чтобы всем участником было понятно, в какую сторону двигается рынок.
Надежда Мартьянова, генеральный директор СК «МАКС», высказала мнение, что страховщики должны ориентироваться не на объемы полученных страховых взносов, а не финансовую устойчивость и прибыльность компаний. Объемы наращивать бесполезно: заметных M&A в ближайшие три года все равно не будет, так что надо сосредоточиться на качестве. И, конечно, надо что-то делать с посредниками, которые получают до 40% комиссии.
Председатель совета директоров ВСК Сергей Цикалюк спросил, кто из государственных органов – ФСФР, Минфин, Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Минэкономразвития (МЭР) – реально отвечает за страхование. Цикалюк высказал мнение, что МЭР недостаточно вовлечен в дискуссию о развитии рынка. Рентабельных видов страхования очень мало, и в этих условиях говорить о повышении капитализации страховщиков цинично. В кризис 2008 года Центробанк принял десятки решений и помог банковскому рынку. Страховой рынок получает различные сигналы из разных ведомств.
Арташес Сивков, заместитель генерального директора СК «РОСНО», посетовал, что отношения с посредниками никак и никем не регулируется. В отдельных случаях ФАС влияет на эти отношения, но это очень фрагментарное воздействие. Нужна отдельная площадка, где страховщики, их партнеры и ФАС определят правила игры.
Генеральный директор компании «АльфаСтрахование» Владимир Скворцов считает, что страховщик может получать прибыль и в том случае, если привлекает различных посредников. Хотя, конечно, проблема существует, и это не только проблема высоких комиссий, но и неурегулированности отношений страховщика, агента и страхователя. Надо четко выстраивать правильную модель с точки зрения расходов и ответственности каждой из сторон.
Александр Григорьев («Ингосстрах») призвал коллег просто не подписывать договоры, в которых предусмотрены комиссии в 40–50%. Это даст незначительное снижение по объему сбора для страховой компании. Но это не вопрос регулирования отрасли.
Сергей Савосин, председатель правления «СГ МСК», считает, что никакие административные шаги не помогут ограничить размер комиссий. При наличии экономического интереса участники рынка их все равно обойдут. Нужно налаживать ответственное управление каналами продаж и не только теми, которые дадут быстрое наращивание объема.
Член совета директоров группы «Ренессанс страхование» Сергей Рябцов высказал мнение, что в следующие 3–5 лет ситуация на рынке заметно поменяется. В топ-10 появятся страховые компании при банках и 3–4 международных игрока. Будут ли частные компании с российским капиталом – вопрос. Вообще же на рынке будет побеждать тот, кто будет ориентироваться на клиента. Пока страховщики спорят о государстве, посредниках и о продуктах, а о клиенте в последнюю очередь. В банках уже сейчас больше говорят и думают о клиентах, чем о продуктах. К этому же придут и страховщики. И наибольшая инвестиционная привлекательность будет у тех страховых компаний, которые ориентируют свои платформы и процессы на клиентов.
На конференции также был проведен опрос топ-менеджеров страховых компаний. Большинство респондентов считают, что в 2012 году рынок вырастет на 10–20%. Половина опрошенных считает наиболее перспективной стратегией развитие корпоративного страхования, а 31% – разработку совместных продуктов с банками и пенсионными фондами. Самым опасным ограничителем для страхового рынка опрошенные считают высокие комиссии. И, наконец, страховщики ответили, что для них страшнее всего демпинг, а не вторая волна кризиса.
Елена БРОДСКАЯ
Вся пресса за 23 ноября 2011 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Мероприятия
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
23 декабря 2024 г.
|
|
Inbusiness.kz, 23 декабря 2024 г.
Российским фейком пугают в домовых чатах павлодарцев
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
АРРФР сообщил о состоянии страхового сектора за 10 месяцев 2024 года
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Страховой компании в удовлетворении требований отказано
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Ограничение банкострахования в Индии не решит проблему недобросовестных продаж
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Вологжанин судится с Тинькофф Страхование из-за отказа выплачивать возмещение за сгоревшую машину
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Регуляторы Южной Кореи проведут реформы страхования
|
|
Официальный сайт Законодательного собрания Ростовской области, 23 декабря 2024 г.
15-е заседание ЗС РО: В бюджете ТФОМС на следующий год заложено больше средств на лечение онкозаболеваний и проведение диспансеризации
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Две крупнейшие в мире перестраховочные компании объявляют целевой показатель прибыли на 2025 год
|
|
ПРАЙМ, 23 декабря 2024 г.
ЦБ назвал регионы с наибольшими рисками мошенничества в ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Европа продвигается вперед в вопросе обмена данными, чтобы облегчить бремя финансовой отчетности
|
|
Телеканал Санкт-Петербург, 23 декабря 2024 г.
Мошенничество на дорогах: как автокредиты и КАСКО стали мишенью для аферистов
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Карта рисков подчеркивает эскалацию геополитической напряженности
|
|
За рулем, 23 декабря 2024 г.
Штрафы по ОСАГО через камеры? Вот что отвечают россияне!
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Глобальный объем слияний и поглощений вырастет на 15% в 2024 году
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
100 крупнейших компаний Европы признали нарушения кибербезопасности цепочек поставок
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Немецкие страховщики рискуют потерять долю рынка из-за повышения ставок
|
|
Российская газета, 23 декабря 2024 г.
Улетное дело. Мнение эксперта о наказании для пилота в 600 млн рублей за жесткую посадку
|
 Остальные материалы за 23 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|